10 татуировок, вдохновленных картинами Анри Матисса

Эволюция цвета Анри
Матисса. Часть 1

Французский художник Анри Матисс (Henri Matisse) вошел в историю как признанный гений мировой живописи, во многом определивший развитие искусства XX века. В поисках своего художественного «я» он успел попробовать силы сразу в нескольких стилях и направлениях, перерос каждое из них и основал собственную школу живописи, получившую название «Фовизм» (франц. fauve — «дикий»).

Живопись | Анри Матисс | Blue Pot and Lemon, 1897

Живопись | Анри Матисс | Interior with a top hat, 1896

Живопись | Анри Матисс | The Dinner Table, 1896

Живопись | Анри Матисс | Brittany (also known as Boat), 1896

Однако в отличие от коллег по цеху, сам Матисс не обнаруживал никакой «дикости», а был человеком скромным и умиротворенным. И если другие авангардисты в буквальном смысле слова вершили революцию, стремясь отразить на своих полотнах мятежный дух времени, Матисс искал «покоя и наслаждения», постоянно экспериментируя с красками и переосмысливая значение цвета.

«Я мечтаю об уравновешенном искусстве, полном чистоты и спокойствия, искусстве без суетных и беспокойных сюжетов,… которое могло быть дать отдых уму,… как удобное кресло дает отдых усталому человеку», — говорил Матисс.

Многие до сих пор удивляются, как человеку с таким безмятежным творческим кредо удалось стать одной из ключевых фигур в искусстве XX века. Как ни странно, подобные вопросы начали волновать Матисса далеко не сразу, ведь история великого художника начиналась далеко не с мира живописи.

Юному Анри — сыну преуспевающего торговца зерном — пророчили карьеру юриста, и, будучи послушным сыном, Матисс принялся изучать право в одной из престижных школ Парижа. Окончив учебу, он вернулся в родной город, где вскоре устроился на службу клерком у присяжного поверенного. Казалось, будущее юноши было уже решено, но тут в жизнь его вмешалась судьба, кардинально изменив все планы.

Матисс оказался на операционном столе. Приступ острого аппендицита надолго приковал молодого человека к постели, оставив его без каких-либо развлечений. Желая хоть как-то скрасить «больничные» будни сына, любящая мать подарила ему принадлежности для рисования, открыв перед юным Матиссом новый и неизведанный мир. Занятия живописью настолько увлекли юношу, что, вопреки воле отца, он решил навсегда оставить юриспруденцию и вернулся в столицу, чтобы стать художником.

Первый учитель Матисса, французский художник Гюстав Моро (Gustave Moreau) — символист до мозга костей и признанный мастер игры цвета — любил отправлять учеников в Лувр — копировать работы заслуженных мастеров, оттачивая приемы и техники классической живописи. «О цвете нужно мечтать», — повторял он своим подопечным, и Матисс, как никто другой, проникся этим высказыванием, превратив свою жизнь в поиски идеального способа передачи эмоций посредством цвета.

Уже позже Матисс писал:

«Я воспринимаю экспрессивную сторону цвета чисто интуитивно. Передавая осенний пейзаж, я не стану припоминать, какие оттенки цвета подходят к этому времени года, меня будут вдохновлять только ощущения осени… Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту»

Интерес к цвету заметен уже в ранних работах Матисса. Как правило, это попытки молодого художника писать в духе признанных мастеров живописи. Одна из таких работ — натюрморт под названием «Бутылка схидама» (Nature Morte à la Bouteille de Schiedam): классическая композиция, темные и неоднородные оттенки, особое внимание к полутонам выдают сходство с полотнами Шардена. Между тем, богатство черного и серебристого цветов и широта мазков говорят о знакомстве Матисса с творчеством Мане.

За годы учебы Матисс последовательно прошел все этапы эволюции классического искусства, попробовал свои силы в каждом из них. Тем не менее, при всей значимости традиций прошлых эпох в формировании стиля художника, Матисс чувствовал, что все это не для него. Лувр казался ему огромной библиотекой, полной старых книг, что наводят на усталого студента сон и тоску. Матисс же жаждал чего-то нового, необычного, непохожего на то, что было создано до него.

«Мне казалось, что, вступив в Лувр, я потерял ощущение своей эпохи, и что картины, которые я писал под прямым влиянием старых мастеров, не выражают того, что я чувствую», — вспоминал художник.

Одним из важнейших этапов становления Матисса как художника стало его знакомство с работами импрессионистов, в частности с малоизвестным в то время творчеством Винсента ван Гога. Этим Матисс был обязан австралийскому художнику Джону Расселу (John Russell) — своему другу и наставнику, который впервые после Моро заставил Матисса всерьез задуматься о смысле и значении цвета в живописи.

«Расселл был моим учителем, он разъяснил мне теорию цвета», — признавался Матисс.

Импрессионизм и собственные эксперименты с цветовыми контрастами сильно повлияли на первые «самостоятельные» произведения художника. Таковы, к примеру, натюрморты «Посуда и фрукты» (Vaisselle et Fruits), «Фрукты и кофейник» (Fruits et Cafetière). Сюда также относятся и первые пейзажи Матисса — «Булонский лес» (Bois du Boulogne) и «Люксембургский сад» (Jardin du Luxembourg).

Живопись | Анри Матисс | Посуда и фрукты, 1901

Живопись | Анри Матисс | Фрукты и кофейник, 1898

Живопись | Анри Матисс | Булонский лес, 1902

Живопись | Анри Матисс | Люксембургский сад, 1901

Через несколько лет Матисс оставил увлечение импрессионизмом и погрузился в исследования работ его последователей. В этот период у художника появилась семья, но, несмотря на стесненное финансовое положение, он продолжил поиски собственного стиля. Его картины практически не продавались, тем не менее, Матисс не прекращал экспериментов с цветом, анализируя значимость различных оттенков и их сочетаний.

«Очарование, легкость, свежесть — это все мимолетные ощущения… У художников-импрессионистов… тонкие ощущения были близкими друг другу, поэтому их полотна похожи одно на другое. Я предпочитаю, рискуя лишить пейзаж очарования, подчеркнуть в нем характерное и добиться большего постоянства», — писал Матисс спустя много лет.

Свою будущую жену Амели Парейр Матисс встретил на свадьбе друга. Амели была подружкой невесты, и их с Матиссом случайно посадили рядом. Девушка без памяти влюбилась в высокого бородача, бережно засушивая каждый букет фиалок, что он дарил ей при встречах. В тот период Матисса терзали сомнения и он никак не мог решить, стоит ли окончательно посвящать свою жизнь искусству. Амели же стала тем человеком, который поверил в художника, поверил по-настоящему, на долгое время став его верным другом и первой музой. И все же, несмотря на чувства Матисса к девушке, он уже тогда понимал, что никто и ничто не сможет пленить его сердце больше, чем живопись. Набравшись смелости, он признался:

«Мадемуазель, я нежно люблю Вас, но живопись я всегда буду любить больше»

Первая персональная выставка художника прошла без особого успеха, не вызвав должного отклика у критиков. Тогда Матисс решил уехать из столицы на юг Франции в компании пуантилиста Поля Синьяка (Paul Signac). Под впечатлением от его полотен Матисс начал работать в схожей технике точечных мазков, и, спустя некоторое время, из-под кисти вышел первый шедевр под названием «Роскошь, покой и наслаждение» (Luxe, Calme at Volupté).

Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. В отличие от своих коллег, отказавшихся от физического смешения красок в пользу раздельных мазков, Матисс снова сконцентрировался на цвете. Намеренно выбрав яркую гамму — красный, фиолетовый, оранжевый — художник отошел от реалистичной трактовки сюжета. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Однако именно за счет этой противоречивости — сочетания классических и новаторских форм — Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности.

Картина имела успех и была положительно встречена критиками. Тем не менее, очень скоро Матисс оставил и пуантилизм, поняв, что этот путь тоже не для него.

1905 год стал переломным в творчестве Матисса. После долгих поисков и экспериментов с цветом, художнику удалось максимально воплотить в жизнь свое «чувство природы». Вместе с группой единомышленников он принял участие в Осеннем салоне, представив на выставке две новых работы — «Открытое окно» (La Fenêtre Ouverte) и «Женщина в шляпе» (La Femme au Chapeau).

Картины, написанные с полным пренебрежением ко всем правилам, вызвали много шума, возмутив даже привычных к экзотике парижан. Критики окрестили их «горшком краски, брошенным в лицо общественности», а авторов и вовсе прозвали «фовистами» или «дикарями».

Несмотря на резкую критику и возмущение публики, «Женщина в шляпе» была приобретена известной писательницей и ценительницей искусства Гертрудой Стайн (Gertruda Stein). По рассказам одного из очевидцев, «посетители фыркали, глядя на картину, и даже пытались ее сорвать». Гертруда Стайн не могла понять, почему ей картина кажется совершенно естественной.

Так в живописи появилось новое направление, вошедшее в историю искусства под названием «фовизм». Матисс был признан лидером фовистов, в числе которых были и бывшие однокашники из класса Моро. Отказавшись от традиционных методов изображения предметов и построения картины, эти художники стали писать чистым открытым цветом, упрощая и схематизируя форму. Яркий, порой агрессивный колорит и высокая контрастность легли в основу построения композиции и стали главным приемом «выражения чувств» художников.

«Раздробление цвета привело к раздроблению формы, контура. Результат: вибрирующая поверхность… Я стал писать красочными плоскостями, стараясь достичь гармонии соотношением всех цветовых плоскостей», — вспоминал Матисс полвека спустя.

Анри Матисс: как стать мастером своего дела

В начале 20-го века француз тридцати с хвостиком лет по имени Анри Матисс шокировал парижский мир искусства картиной «Женщина в шляпе» (1905). Использование им невероятно выразительных цветов для изображения объекта – бирюзового для лица, оранжевого для шеи, розового и голубого для рук – не имело никакого смысла, оставляя зрителей и критиков почесывать в недоумении свои головы.

Но для Матисса, который использовал такие странные, яркие цвета, чтобы показать не то, что он видел, а то, что чувствовал, этот выбор имел смысл. Такой подход привел к развитию фовизма – одного из первых современных течений в искусстве, и укрепил место Матисса как одного из величайших художников в истории современного искусства.

Между его ранними лекциями в роли учителя искусств, разнообразными интервью с журналистами, письмами с членами семьи и общими размышлениями об искусстве, Матисс писал десятки текстов с размышлениями о том, что же означает быть настоящим творцом. Мы выбрали четыре основные темы из записей Матисса – начиная от того, как бороться с творческим блоком и заканчивая советами для преодоления неблагоприятной обстановки.

Урок №1. Освойте основы, лишь после этого начинайте себя выражать

169481 Анри Матисс, «Женщина в шляпе», 1905 Музей современного искусства Сан-Франциско 3230197b26c19b0e5273562d6457b324 Анри Матисс, «Интерьер с египетской шторой», 1948 Музей изящных искусств в Бостоне

Проще говоря, мантра номер один Матисса, связанная с творчеством, которая существенным образом подчеркивает каждый его творческий выбор, может называться «выразительность – это самое важное». По его собственным словам (в 1908 году):

«Выразительность во всем строе моей картины; место, занимаемое предметами, промежутки между ними, их соотношения — вот что имеет значение».

Он стремился «выразить свет – не как физический феномен, а как единственный свет, который действительно существует – в мозге художника», писал он в 1945-м году. Хотя Матисс и смог достичь этого важнейшего выражения себя, он верил, что до того, как другой художник сможет сделать то же самое, вначале он должен выучить основы рисунка – композицию, линии действия и тому подобное – и хорошо разбираться в мастерах.

Когда Матисс был студентом, он посещал Лувр, чтобы копировать работы таких мастеров, как Рафаэль, Никола Пуссен и Аннибале Карраччи; так ему сказал сделать его учитель – Гюстав Моро.

«Было бы ошибкой думать, что цепь преемственности от первых до теперешних художников оборвалась», – писал Матисс в 1935-м году. – «Отказавшись от традиции, художник добьется лишь кратковременного успеха, и вскоре имя его будет забыто».

Действительно, в классе, который он начал вести в 1908-м году в разгар своего периода фаворитизма, Матисс решил научить своих подопечных тому, как рисовать реалистично, «как в начале должен делать каждый студент», к большому огорчению многих учеников. Они предвкушали работу с выразительностью, с которой тогда работал сам Матисс. Позже он сравнил этот период художественного обучения с акробатом, «который выполняет свой номер с легкостью и гибкостью. Давайте не будем упускать из виду длительную подготовку, которая позволила ему достичь такого результата», – писал Матисс в 1945-м году. – «Так же и с картинами».

Урок №2. Придумайте собственные правила

Анри Матисс у себя дома. Фото Анри Картье-Брессон. Ванс, Франция, 1944

Анри Матисс у себя дома. Фото Анри Картье-Брессон. Ванс, Франция, 1944

С раннего возраста Матисс был бунтарем. В 1892 году он бросил школу и начал рисовать. Вскоре после этого он отказался от своих занятий, которые вели традиционные академические художники и заставляли его рисовать классические натюрморты и пейзажи. В 1898 году после того, как его представили Импрессионизму, Матисс решил на протяжении года рисовать то, что ему хотелось.

«Я работал на себя. Я был спасен», – говорил он позже в том году. – «Вскоре любовь к материалам пришла ко мне сама по себе, словно откровение. Я почувствовал внутри себя страсть к Цвету».

Эта «страсть к Цвету», конечно же, превратилась в фовизм. Вместе с Андре Дереном, Морисом де Фламинком и другими художниками Матисс бесстрашно применял яркие пигменты для своих пейзажей и портретов, получая негативные реакции от мира искусства до своей первой выставки работ – сначала в 1905 году в «Осеннем салоне» в Париже, а после в 1913 году на Арсенальной выставке в Нью-Йорке и Чикаго (одна из американских газет использовала заголовок «Анри Матисс виноват в каждом художественном грехе в календаре».)

Несмотря на отрицательную реакцию, Матисс придерживался своего мнения. В 1912-м году на вопрос о том, почему он нарисовал на холсте голубые томаты, он сказал: «Потому, что я так их вижу, и я ничего не могу поделать с тем, что другие не видят так же».

Матисс продолжал поражать своей оригинальностью на протяжении своей карьеры, особенно в использовании цвета. Например, в отличие от большинства импрессионистов, за которыми он и его сверстники следовали, он часто использовал черную краску для своих полотен.

В своего оригинальной книге заметок и размышлений «Джаз», которая вышла в 1947 году, Матисс призывал всех к уничтожению всех художественных приемов:

«Новая картина должна быть уникальной… Художник должен призвать всю свою энергию, искренность и величайшую скромность, чтобы разрушить старые клише, которые так легко попадаются под руку во время работы».

Урок №3. Окружайте себя вещами, которые любите – они будут вас вдохновлять

Анри Матисс «Большая голова», 1949 Американская федерация искусств Анри Матисс «Большая голова», 1949
Американская федерация искусств Анри Матисс «Голубая обнаженная», 1907 Фонд Бейелер Анри Матисс «Голубая обнаженная», 1907
Фонд Бейелер

Рабочие пространства Матисса были сродни потусторонним сновидениям, пульсирующим от удовольствия.

«Здесь и там», – так в 1952-году описывал студию художника в Ницце историк и теоретик искусства Жорж Саль, – «[работа Матисса] находит отражение в мраморе, в позолоченной древесине, в фаянсе, в восточных тканях – целая лавка сувениров для повседневной магии: инструмент фантастической лаборатории наглядной алхимии».

Действительно, как в Ницце, так и в южном французском городе Ванс (в котором он имел свою виллу «La Rêve», что переводится как «Мечта»), Матисс постоянно находился рядом со своей «рабочей библиотекой» – огромным складом керамики, текстиля, статуэток, растений, птиц и других предметов, которые вызывали у него восторг. Они не только были визуально привлекательными, но и служили темами для его работ – пожалуй, одна из причин, почему он редко сталкивался с творческим блоком во время своей плодотворной пятидесятилетней карьеры.

«Предмет – это актер», – однажды сказал он. – «Хороший актер может играть в десяти разных пьесах; предмет может исполнять разную роль на десяти разных картинах».

Среди любимых предметов Матисса была бирюзовая выдувная ваза из Испании; оловянный кувшин с гравировкой и горшок шоколадного цвета, оба из Франции; шторы из северной Африки и занавески, известные как хаитис (которые, скорее всего, напоминали художнику о его молодости во французском городке, который занимался изготовлением текстиля) и растение филодендрон, особенно его вид Монстера деликатесная. Это тропическое растение, на листьях которого появляются зияющие круги, когда оно созревает, что служит причиной его прозвища – «швейцарский сыр». В начале 1930-х годов оно появляется на некоторых картинах Матисса. Похоже, что его уникальный внешний вид вдохновил художника на несколько более поздних цветочных работ, таких как «Венок» (1953) и «Попугай и русалка» (1952).

henri-matisse-la-gerbe-main-largeecfaa66c-3842-4839-ad54-21ec27b3f968

Урок №4. Не позволяйте чему-либо удерживать вас от творчества

Клиффорд Коффин /Condé Nast «Getty Images»

Клиффорд Коффин /Condé Nast «Getty Images»

В январе 1941-го года 72-летний Матисс вернулся после посещения врача со зловещим диагнозом – рак двенадцатиперстной кишки. Хотя операция по удалению редкого кишечного рака спасла его жизнь, пожилой художник едва не умер от осложнений. Из-за них ему пришлось провести последние годы в постели или же в инвалидном кресле.

Но вместо того, чтобы позволить болезни поставить крест на его творческом проявлении, Матисс разглядел в этом возможность нового начала. Он реорганизовал свою спальню так, чтобы все, что требовалось для работы над картинами, было в пределах досягаемости: прикроватная тумбочка с ящичками, где хранились художественные принадлежности; вращающийся книжный шкаф с классической литературой и словарями, и деревянная доска на его коленях, на которой он рисовал скетчи и создавал скульптуры. Для того, чтобы работать над картинами и большими рисунками Матисс привязывал кисть или куски древесного углы к краю длинной палки, что позволяло ему дотянуться до мольберта на краю его кровати.

Даже тогда, когда его физическое состояние ухудшалось, заставив его, в конечно итоге, отказаться от рисования, Матисс продолжал творить в стиле аппликаций – техники резки бумаги, о которой он впервые узнал в предыдущем десятилетии. Теперь у художника были предварительно разукрашенные гуашью кусочки бумаги, из которых он вырезал разные формы и наклеивал их на бумагу, пока находился в постели. Это позволило художнику создавать искусство в более монументальном масштабе, чем раньше, несмотря на его ограниченность в передвижениях. Некоторые работы, такие как «Бассейн» (1952) достигают в ширину почти 16,5 метров.

the-swimming-pool-03

В письмах к своему сыну Пьеру старший Матисс писал о своем неожиданном творческом всплеске после операции.

«Я все еще здесь. Я сконцентрирован на одном – на своей работе, ради которой я живу», – писал он. – «С точки зрения моего психического равновесия моя операция была довольно-таки необычной. Она дала мне новое равновесие. Она привела в порядок мои идеи. Она дала мне вторую жизнь».

Анри Матисс — от юриспруденции к основанию фовизма

Анри Матисс (Henri Matisse; родился 31 декабря 1869 года — умер 3 ноября 1954 года) был гениальным французским живописцем ХХ века, основателем фовизма, неутомимым экспериментатором и неугомонным исследователем. Анри Матисс перевернул традиционные представления об использовании цвета и, погрузившись в поиски новых форм и оттенков, приложил руку к созданию отдельного течения живописи.

Анри Матисс. Фотография художника

Биография Анри Матисса

Анри Матисс появился на свет 31 декабря 1869 года и стал первенцем торговца зерном, проживающего в Ле-Като-Камбрези в северной Франции. С малых лет Анри помогал родителям в лавке, которую старший Матисс держал в соседнем местечке. Несмотря на полную погруженность в торговлю, старший сын не захотел становиться наследником семейного дела и после окончания лицея уехал в столицу учиться на юриста. Он сдал выпускные экзамены, получил право на работу по специальности и в 1888 году, вернувшись в родную провинцию, поступил клерком к присяжному поверенному. Анри Матисса ждала стабильная жизнь провинциального юриста. Если бы не случай, который кардинально изменил судьбу молодого человека.

Анри Матисс. Картина «Мастерская художника (Розовая мастерская)», 1911

У Анри случился приступ аппендицита. Долгие два месяца ему пришлось отсидеть на вынужденном карантине, восстанавливая здоровье, подорванное болезнью и операцией. Чтобы скрасить скучные будни сына, мать принесла ему рисовальные принадлежности. И Анри Матисс настолько увлекся копированием открыток, что после выписки из больницы поступил в школу рисунка, после чего бросил юридическую контору и отправился в Париж, чтобы продолжить обучение живописи.

Анри Матисс. Картина «Портрет мадам Матисс», 1905

Он учился везде и всему. Сначала в художественной академии Родольфо Жюлиана, затем в Школе искусств, потом, после поступления в Национальную высшую школу изящных искусств, как приглашенный студент французского символиста Гюстава Моро (Gustave Moreau). Моро часто отправлял своих учеников в Лувр, где они копировали работы французов и голландцев, преимущественно классическую живопись. Матисс впитывал в себя новые знания, не забывая о современном искусстве. Благоприятно на становление Анри как художника повлияла дружба с Джоном Расселом (John Peter Russell), который познакомил бывшего юриста с импрессионизмом и с полотнами Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh), Огюста Родена (Auguste-René Rodin) и Эмиля Бернара (Émile Bernard). Позже Матисс вспоминал о Расселе как о человеке, посвятившем его в теорию цвета.

Анри Матисс. Картина «Читающая», 1894 год

Первая серьезная выставка случилась в 1896 году в рамках Салона Национального общества изящных искусств. Мероприятие прошло успешно — две из пяти работ приобрело государство. Картина «Читающая женщина» даже нашла свое место в резиденции французского президента. А вскоре Матисс женился, принял в свою семью внебрачную дочь Маргариту и поехал с супругой в Лондон, изучать творчество Уильяма Тернера (William Turner). По возвращению в Париж Анри поступил к Эжену Каррьеру (Eugène Carrière), затем на курсы к Антуану Бурделю (Antoine Bourdelle) и даже решил испробовать себя в скульптуре.

Анри Матисс. Картина «Голубая обнаженная», 1907

Анри Матисс. Картина «Красные рыбы», 1912

Творческий подъем, однако, не способствовал финансовой стабильности. Детей, а к тому времени уже родилось два сына, пришлось отправить к родителям живописца. А сам Матисс пошел работать художником-декоратором. В минуты безысходности он даже хотел отказаться от любимого дела, но продолжал творить, преимущественно в духе импрессионизма, и интенсивно искал новые идеи, периодически пробуя себя в пуантилизме.

Анри Матисс. Картина «Одалиска», 1920-1921

В 1905 году художник отправился с друзьями отдыхать на побережье Средиземного моря. И именно там, в тесном сотрудничестве с Андре Дереном (André Derain), появилась идея фовизма. Экспериментаторы-фовисты свои работы представляли еще в 1900 году, но Матисс облек эту идею в конкретную форму и неудивительно, что стал лидером направления, возглавив движение и создав ряд ярких и оригинальных произведений.

Анри Матисс. Картина «Вид на Нотр-Дам», 1914

Матисс много путешествовал, часто ездил в Германию, побывал в России и в Африке. Прожив достаточно длинную и насыщенную событиями жизнь, стал свидетелем двух войн XX века и скончался 3 ноября 1954 года в Ницце.

Самые известные картины Анри Матисса

Созерцание ярких картин Анри Матисса дарит зрителю праздник цвета и буйство красок. Знаменитый «Танец», изображающий пять красных фигур на сине-зеленом фоне, выполнен в несколько примитивной манере, но эта работа признана одной из основных вех в развитии мировой живописи.

Анри Матисс. Картина «Танец». 1910

«Зора на террасе», написанная по возвращении из Африки, определила «голубой» период в творчестве Матисса. Девушка как-будто парит в пространстве, где стерлись границы между стенами, потолком и полом. Нежность голубого цвета, интенсивность изумрудного и зеленого оттенков, контрастные синие мазки.

Анри Матисс. Картина «Зора на террасе», 1912-1913

Среди других известных полотен мастера:

  • «Радость жизни» (1906);
  • «Красная комната» (1908);
  • «Музыка» (1910);
  • «Сидящая обнаженная» (1936).

Анри Матисс. Картина «Радость жизни» 1906

Анри Матисс. Картина «Красная комната», 1908

Анри Матисс. Картина «Музыка», 1910

Анри Матисс. Картина «Сидящая обнаженная. Этюд», 1936

На платформе Very Important Lot регулярно проводятся онлайн-аукционы для ценителей искусства. Коллекционеры могут найти не только яркие и оригинальные произведения известных художников, но и работы современных мастеров живописи.

10 самых известных картин Анри Матисса

Анри Матисс (1869-1954) был рисовальщиком, скульптором, но больше всего известен как художник. В работах его интересовал цвет – акцентируясь на нем, он передавал через него эмоции. Анри Матисс пришел к искусству поздно: сперва он получил профессию юриста, а после возращения из Парижа устроился работать в одну адвокатскую контору. Однако долго он там не проработал: в 20 лет у Матисса обострился аппендицит, из-за чего он был изолирован от мира на 2 месяца (лежал в больнице). Чтобы как-то оживить сына, мать принесла ему бумагу и краски, с этого момента Анри Матисс и начал тяготеть к рисованию, и вскоре он поступил в художественную школу.

Работы Анри Матисса, наряду с работами Марселя Дюшана (1887-1968) и Пабло Пикассо (1881-1973), послужили основой для возникновения современного искусства. Заинтересованных в творчестве Матисса предлагаем познакомиться с его 10 самыми известными и выдающимися картинами.

10. Вид Коллиура (1905)

Полотно «Вид Коллиура» принято относить к 1905 году, когда Матисс работал на побережье Средиземного моря. В картине очень хорошо передается колорит южной природы, что художник умело демонстрирует красками. В работе не понадобились цветные тени – эффект солнечного света возникает за счет оранжевых, красных, малиновых и лилово-розовых пятен.

Эти цвета мы видим повсюду: на церкви, «пропеченной» солнцем земле, стенах домов. Когда картина Матисса была выставлена в 1905 году в Осеннем салоне, зрители были потрясены от увиденного. Ранее они не видели такой дерзости открытого цвета, импульсивности, с которой работал художник, упрощенности приемов.

Интересный факт: критик Воксель назвал работы Матисса «фовистами», что в переводе означает «дикие». Так, название «фовизм» закрепилось за одним из направлений в искусстве XX века. Направление просуществовало недолго – с 1905 по 1907 год.

9. Радость жизни (1905-1906)

«Радость жизни» в свое время была встречена зрителями очень бурно, шумно. Небезразличных к ней не было: одни отводили глаза, другие довольствовались буйством красок. Чересчур смелая и ярка картина Матисса стала новым событием в мире изобразительного искусства. Художник начал работать над ней во Франции, где организовал уютную мастерскую в одном монастыре.

В сюжете картины – обнаженные фигуры, нежащиеся на природе. Все они распределены на холсте равномерно, стоит сделать от него несколько шагов назад, как приходит понимание, насколько гармонично составлена картина, хотя Матисс не приветствовал законы перспективы. Сам художник с любовью назвал картину «Моя Аркадия», подразумевая свой взгляд на идею-утопию абсолютной гармонии человека с природой.

8. Посуда и фрукты на красно-черном платке (1906)

Работа была создана в 1906 году в Коллиуре, о чем свидетельствует пурро – испанский винный сосуд, который мы видим на полотне художника. Автор работал над картиной летом. Весной 1906 Матисс путешествовал по Северной Африке, откуда кроме впечатлений, привез еще и керамику, и восточные ткани. Эти элементы стали неоднократно появляться в полотнах художника.

Красно-черный ковер, который ранее по ошибке назывался платком, фигурировал также и в других произведениях Матисса: «Красный ковер» и «Натюрморт с гипсовой статуэткой». Яркий коврик занимает почти все полотно, являясь украшением для посуды и фруктов. Только стеклянный сосуд показывает свою независимость.

7. Мастерская художника (1911)

Благодаря заказам и покупкам Сергея Ивановича Щукина (1854-1936) Анри Матисс уже в 1909 году смог стать полноправным владельцем дома в Исси-ле-Мулино над Парижем, где и было создано произведение «Мастерская художника». Историк, изучая работы Матисса, назвал картину «симфоническим интерьером».

Помимо «Мастерской художника» (или по-другому «Розовая мастерская») в сюиту Анри Матисса вошли работы «Семейный портрет», «Интерьер с баклажанами», «Красная мастерская». Все работы схожи культурой Востока и кричащей декоративностью. Ведущая роль в полотне Матисса отводится розовому цвету – он занимает почти все пространство интерьера.

6. Роскошь, покой и наслаждение (1904)

Удивительно бережно относился Матисс к будущим зрителям. Его полотно «Роскошь, покой и наслаждение» будто бы призывает зрителя остановиться, расслабиться и получить наслаждение от увиденного. Картина относится к тому периоду, когда Матисс еще искал себя, тем не менее уже хотел дарить утешение через свои полотна. Однако в жизни характер художника сложно было назвать милым, особенно если работа шла не так, как планировалось. Но целью искусства он видел радовать зрителей. Полотно написано в духе пуантилизма, и его приобрел Поль Синьяк (1863-1935), который и стал основоположником направления. На картине изображены популярные в художественных кругах того времени купальщицы.

Интересный факт: картина нарисована методом нанесения разноцветных точек. Из-за используемой техники кажется, что картина вибрирует, словно перед нами пустынный мираж, что услаждает глаза зрителя.

5. Лежащая обнаженная на фиолетовом фоне (1936)

Анри Матисс нередко рисовал обнаженных женщин на том или ином фоне. В данном полотне художник использовал 3 цвета: зеленый, лиловый и черный, за исключением цветов, «поцарапанных» на черной стене. Несмотря на маленькие размеры картины, женская фигура выглядит очень объемной.

Однажды Анри Матисс высказался: «Нужно уметь даже в небольшой картине передать впечатление большего, поскольку наш зрачок видит натуральную величину». «Лежащая обнаженная на фиолетовом фоне» была написана в Париже в 1936 году. Сейчас это картина находится во владении московского музея.

4. Грусть короля (1952)

В российских источниках картина носит немного другое название «Грустный король», но от этого она не меняется. Для создания полотна «Грусть короля» Матисс вырезал кусочки бумаги, а его ассистенты придали им более благородный вид, покрасив гуашью. Затем он придал этим кусочкам необходимые формы, которые послужили сюжетом для картины.

Анри Матисс всегда говорил о необходимости эмоций за счет простых средств. Одним из таких средств для художника стал цвет, а другим – форма. Картина Матисса напоминает детскую простоту, с которой дети рисуют фигуры. Матиссу, для того, чтобы его картина оказалась лучшей из лучших, не понадобилась даже кисточка.

3. Танец (1910)

Матисс считал, что для понимания живописи не требуется специальное образование или соответствующий кругозор. В его картинах делается упор на простые формы. По его мнению, глядя на картину, зритель должен испытывать покой и расслабление. Картина «Танец» была написана от впечатлений художника от национальных танцев.

Однажды воскресным днем художник отправился в Мулен де ла Галлет. «Я просто смотрел, как танцуют. Особенно мне понравилась фарандола (хоровод). К слову говоря, художник часто изображал на своих полотнах хороводы. Вернувшись домой, Матисс повторил увиденный танец на картине 4-метровой длины.

2. Красные рыбки (1912)

Сокращая пространство до пределов, Анри Матисс изображает на холсте круглый стол с рыбками в аквариуме. Кажется, что рыбки двигаются, плывут одна за другой. Растения тоже выглядят оживленными. Фоном для картины служит сад, а центральная роль достается столу и рыбкам. Отражение рыбок в воде было несложно изобразить расплывчатыми пятнами. Стол изображен на картине так, будто бы художник рисует его сверху, но ножка, пририсованная к нему, в то же время создает ощущение, что рисование происходило сбоку. В картине преобладает круглая фигура, что задает полотну определенный ритм и вызывает умиротворение.

1. Женщина в шляпе (1905)

С этой картины имя Анри Матисса стало узнаваемым. «Женщина в шляпе» – его первая работа, относящаяся к фовизму. Картина была выставлена в 1905 году в Осеннем салоне, и возмутила президента Салона Френсиса Журдена (1876-1958), который высказался: «Я человек, конечно, прогрессивный, но меру знать надо».

Он настаивал на том, чтобы картину отклонили, тем не менее она вошла в экспозицию музея. Журден считал, что Матисс «слишком современный», говоря проще – опережает свое время. Публика поначалу не смогла понять Матисса – он нарисовал даму в диких красках с асимметричными чертами лица, что не выдавало в ней реального человека.

Что вдохновляло Матисса

Посетив Анри Матисса в его студии во Франции в 1944 году журналистка Маргет Бувье писала, что у него на стенах висели конголезские гобелены, и повсюду на мраморных столах лежали раковины, марокканские ткани, и стоял китайский фарфор. Предметы, возможно, странные, но это именно то, что надо художнику, чтобы вдохновляться на создание новых картин.

На протяжении всей своей жизни Матисс приобрел множество предметов, которые служили для него творческим вдохновением, напоминанием о прошлом или путеводителями к неизвестным культурам. Это и скромные предметы обихода, и экзотические маски, а заморские ткани.

Многие из этих артефактов встречаются в его картинах несколько раз. Они похожи на актеров, которые снимаются в разных фильмах. В каждой картине они меняют пропорции и цвет, взаимодействуют с новыми предметами и находятся в разной среде.

Бумага от 353 ₽ / Холст от 605 ₽

Бумага от 332 ₽ / Холст от 575 ₽

Бумага от 379 ₽ / Холст от 643 ₽

Предметы из Африки

Анри Матисс (1869-1954) стал художником в первом десятилетии 1900-х годов, когда только еще начинало расцветать современное искусство. Вдохновленный экспериментами постимпрессионистов, желая экспериментов с цветом в исполнении картин, Матисс и его единомышленники Эдуард Вюйяр и Андре Дерен стали писать картины, в которых сырые неествественные цвета взаимодействовали с сильными и широкими мазками. В 1905 году пресса окрестила их фавнами, после чего их карьера стала развиваться.

Многому их искусство обязано наличию разнообразных артефактов, которых никто ранее не видел. Например, африканское искусство только еще начинало проникать в парижские картинные галереи. Одним из первых предметов, которые приобрел Матисс, была скульптура африканского конголезца, которая была куплена художником в Париже в 1906 году всего за 50 франков.

Матисс был очарован внешним видом скульптуры: силой и упрощением ее внешних форм и необработанностью поверхностей – качествами, которые он стал вводить в свои работы. В течение следующих двух лет он приобрел более 20 африканских произведений искусства, в том числе и несколько масок африканских племен.

Хотя эти предметы редко появляются в его картинах, видно, какое влияние они оказали на художника, если вы посмотрите на его автопортрет, выполненный в 1906 году. Работа написана смело и упрощенно, как раз так, как выглядят африканские артефакты.

Бумага от 358 ₽ / Холст от 613 ₽

Бумага от 363 ₽ / Холст от 620 ₽

Бумага от 363 ₽ / Холст от 620 ₽

Мавританская культура

Следующим открытием художника было исламское искусство, с которым он познакомился в 1910 году при посещении выставки в Мюнхене под названием «Шедевры магометанского искусства». Это вдохновило его на длительную поездку на юг Испании, посещение Альгамбры в Гранаде и другие путешествия. Именно здесь Матисс начал подмечать силу узорчатых поверхностей для создания ощущения пространства. Особенно его восхищало совместное использование разных по текстуре материалов.

Зеленая андалузская ваза, которую в эти годы приобрел Матисс, фигурировала в нескольких его полотнах. Например, в картине «Ваза с цветами», написанной в 1924 году, она стоит в центре и смотрится очень интересно своими торчащими в стороны ручками. Фон картины составляет множество узоров и вид через окно на море.

Матисс интересовался не только разнообразными предметами, но и тканями.

Кроме вида восточных артефактов, Матисс позаимствовал и страсть к плотским наслаждениям. Он привез домой из Гранады открытку, на которой была изображена богато украшенная раздевалка в бане Альгамбры, в которой раздевались жены правителя.

В 1920-е годы Матисс украсил свою студию тканями и коврами, чтобы создать атмосферу арабских стран. Моделей он одевал в восточные наряды и блузки, обнажающие их груди. Это отразилось в работе Матисса 1940 года под названием «Интерьер с этрусской вазой». На картине модель находится в интересной позе и смотрит, оторвавшись от книги, которую до этого читала. Под столом видны ее ноги в зеленых восточных штанах.

Одним из мавританских объектов, который приобрел Матисс, был большой кусок ткани, предназначенной для того, чтобы его повесить на окно. Матисс использовал его в нескольких картинах.

Матисс утверждал, что для него важен не только изображаемый предмет или предметы, но и фон.

Хотя художник очень любил заморские артефакты, французские предметы обихода тоже часто встречаются в его работах. В нескольких его работах можно увидеть кувшин с отколотым краем, извилистой полосой и декоративной ручкой.

Матисс был очень неравнодушен к тканям. В его коллекции находились таитянская ткань из волокон древесной коры, кубинские текстильные стеновые панели и различные восточные ковры.

В одной из его величайших картин «Египетский занавес» использует большой кусок египетской ткани с крупным рисунком. В картине занавес находится справа от окна с видом на пальму. На столе на переднем плане можно видеть миску с лимонами.

Картины Анри Матисса, которые знает весь мир

Матисс

Другое

Картины французского художника Анри Матисса невозможно забыть. Они полны дикой энергии и бунтарства. После длительных творческих поисков Матисс нашёл свой собственный стиль, который не оставил равнодушными и критиков, и его поклонников.

Самые популярные картины Анри Матисса:

Читающая женщина (1895)

Самые известные картины Анри Матисса: Читающая женщина (1895)

Одна из первых работ художника, выполненная в привычном для зрителя виде — «Читающая женщина».

Эта картина рассказывает о начальном пути становления Матисса как художника. В правой части картины изображена женщина, читающая книгу. Она сидит на стуле, спиной к зрителю. Композицию уравновешивает тумба в углу комнаты и зелёная лампа, свисающая с потолка. Картина наполнена спокойствием и уютом.

Роскошь, покой и наслаждение (1904)

Роскошь, покой и наслаждение (1904)

Эта картина является яркой иллюстрацией того, как художник искал своё «я» в мире живописи. Пуантилизм, зачатки фовизма, новые технические приёмы позволили Матиссу создать очень трогательное и нежное полотно, изображающее берег моря и купальщиц.

Картина выполнена точками, но это не пуантилизм. Контрастные точки расположены далеко друг от друга и нанесены на яркую красочную основу. Публика встретила полотно дружелюбно, к тому же оно сразу было куплено коллекционером Синьяком.

Женщина в шляпе (1905)

Знаменитые картины Анри Матисса: Женщина в шляпе (1905)

На 1905–1906 года пришёлся пик творчества Матисса в стиле фовизма. Смелое сочетание ярких цветов в те времена воспринимались как уродство и что-то несуразное. Особенно негативную реакцию вызвало у публики полотно «Женщина в шляпе». Его назвали «дикостью», по-французски fauve, от чего и произошло название течения — фовизм.

Если вспомнить, как публика принимала первых импрессионистов, то реакция на фовизм была ожидаемой. Публика негодовала, а художники нашли в этом направлении новую свежую струю.

«Женщина в шляпе» — неординарный, по мнению редакции most-beautyt.ru, женский портрет. На зелёном фоне зелёное асимметричное женское лицо смотрит на зрителей вполоборота — абсолютно не человеческий облик. Но художник видел образ по-своему и изобразил его без соблюдения правил и канонов.

Зелёная полоса (1905)

Зелёная полоса (1905)

В том же стиле Матисс изобразил свою жену. Полотно под названием «Зелёная полоса» произвело не меньший фурор, как и «Женщина в шляпе». Публика негодовала, что более уродливого портрета она ещё не видела. Неряшливость, безумные цвета и зелёная полоса, разделяющая лицо на две части, возмущали зрителей.

В то же время, критик Жак Ривьер сказал о портрете, что он необычайно правдив. Жена художника обладала стойким и жёстким характером, который Матисс передал при помощи цвета блистательно. Особенно поражает выражение глаз мадам Матисс. Этот непроницаемый взгляд полон загадок и глубины.

Открытое окно в Коллиуре (1905)

Лучшие картины Анри Матисса: Открытое окно в Коллиуре (1905)

В этой картине художник использует свой любимый приём — изображение пейзажа при помощи открытой двери или окна. Этот «выход» в мир чудесен. Яркие цвета без полутонов показывают красоту побережья Средиземного моря. Зелень морской воды, чистота песка вызывают желание пройтись босиком по берегу.

Тёмные пятна привязанных рыбацких лодок зрительно разбивают пространство картины на две части: холодную светлую (море и небо) и более тёмную и тёплую (берег и подоконник). Зелёные ставни обрамляют пейзаж, словно декоративная рама.

Радость жизни (1906)

Радость жизни (1906)

Яркая и эмоциональная картина Матисса «Радость жизни» относится к постимпрессионистскому течению — фовизму. У дверей выставочного зала, где художник демонстрировал это полотно, собиралась возбуждённая толпа, и бурно обсуждало необычное и доселе невиданное безобразие. Улюлюканье, свист, выкрики осуждения — это первые отзывы о картине. Она была взрывом даже среди уже привычного импрессионизма.

На самом деле, картина полна радостных и ярких эмоций, чистых цветовых пятен, на фоне которых расположились обнажённые фигуры женщин и мужчин. В центре картины — хоровод танцующих женщин. Этот сюжет художник использует несколько раз, и впоследствии он станет визитной карточкой Матисса. Сам Матисс считал свою картину идеальным воплощением гармонии природы и человека.

Красная комната (1908)

Потрясающие картины Анри Матисса: Красная комната (1908)

Глядя на эту картину, можно подумать, что это яркий восточный ковёр с декоративными узорами, нашитыми на основу. Она передаёт настроение художника через упрощённые формы и яркий цвет. Это настоящее декоративное панно.

В левой части картины красное пространство разбивает проём окна с яркой зеленью улицы. Справа за столом сидит женщина. Она оживляет диковинную картину и делает её интригующей. Что делает она, какие мысли её занимают?

Красная студия (1911)

Красная студия (1911)

Эмоции — вот что главное в изображении художественной студии. Глубокий красный цвет моментально выделяет это полотно и заставляет сосредоточиться на его рассмотрении. Стены, пол и потолок сливаются воедино, и лишь тонкие жёлтые линии подсказывают, где происходит переход от горизонтали к вертикали. В студии мебель и незначимые вещи также нарисованы схематично.

Это интерьер студии художника. Его можно разглядывать долго и это увлекает. В левой части полотна расположен стол, на котором стоит бокал, ваза с цветами, коробка пастели и тарелка. На стенах висят узнаваемые работы художника. Они яркие и являются картинами в картине. Простота и схематичность делают интерьер интересным и динамичным.

Красные рыбки (1911)

Картины Анри Матисса: Красные рыбки (1911)

Это самая красивая и необычная картина, созданная Матиссом в 1911 году. На розовом фоне изображён цилиндрический аквариум, в котором плавают красные рыбки. Они отражаются в верхнем слое воды. В контраст к ним добавлена яркая зелень экзотических растений. Картина наполнена только положительными эмоциями художника.

Кстати, о самых красивых аквариумных рыбках на most-beauty.ru есть очень интересная статья.

Голубая обнажённая I и Голубая обнажённая II (1952)

Голубая обнажённая I

В конце жизни Матисс увлекался различными техниками. Его привлекал коллаж, аппликация и декупаж. Он брал листы бумаги, окрашивал их гуашью различных цветов, а потом вырезал фигуры для своих работ.

Необычные работы Анри Матисса: Голубая обнажённая II (1952)

Серия картин «Голубая обнажённая» была создана в 1952 году. Вырезанная из синей бумаги лаконичная женская фигура с запрокинутыми руками и скрещенными ногами имеет несколько вариаций.

Фигура, наклеенная на белом фоне, смотрится очень гармонично. Это скорее не рисунок, а двухмерное изображение изысканной скульптуры. Чтобы изобразить эту удивительную гармонию, Матисс проделал титанический труд. На поиски формы и цвета ушло немало времени, пока было найдено их идеальное сочетание.

Грусть короля (1952)

Грусть короля (1952)

В 1952 году Матисс увлёкся изготовлением коллажей из окрашенной бумаги. Цветные части, вырезанные из картона, наклеивались на бумажную основу и закреплялись на холсте. Коллаж «Печали короля» — это последний автопортрет художника.

Улитка (1953)

Улитка (1953)

Похожая на детскую аппликацию, «Улитка» может показаться несведущему зрителю чем угодно. Название, данное художником, подсказывает, в каком направлении следует мыслить. На самом деле, нет никакой улитки. Это абстрактное изображение призвано для того, чтобы передать сущность предмета, а не его точное изображение.

Вырезанные из цветной окрашенной бумаги прямоугольные фигурки наклеены на базовый фон таким образом, что создаётся впечатление движения по спирали. Это полотно завораживает, его можно рассматривать часами с разных сторон. Самое главное — оно заставляет человека думать и не скрывать свои эмоции.

Послесловие

Танец

Основатель фовизма, Анри Матисс нашёл признание не сразу. Но получив его при жизни, он создал ещё множество шедевров. Те, кто вовремя оценили талант художника, только выиграли, приобретя его полотна. Так случилось с русским коллекционером Щукиным. Сначала он отклонил сделку по покупке знаменитого полотна «Танец», но по пути в Россию, телеграфировал художнику, принёс ему свои извинения и попросил срочно отправить полотно в Россию. И он не прогадал. Эта картина стала ценным украшением коллекции Государственного Эрмитажа.

0 0 голоса
Рейтинг статьи

выйдет ли сериал ментовские войны 12 сезон

когда выйдет 300 спартанцев 3 часть трейлер

фильм морозова 3 серия

Ссылка на основную публикацию